Free Wind

Арктическая экспедиция 2009. Часть 5.

Кольский. Белое и Баренцево моря. Хибины. Карелия. Северный Ледовитый Океан



Продолжение. Часть 5. (начало)

ХИБИНЫ

Хибины — крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн. лет. Хибины являются древнейшими горами России. Возраст этих гор составляет в среднем миллиард лет (в течение этого промежутка времени Хибины остаются горами). В Хибинах практически нет осадочных пород, а возраст же древнейших магматических пород превышает 1,5 млрд. лет. Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200 м над уровнем моря). В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными ледниками и снежниками.

Хибины, это горы, которые для многих джиперов и не только Российских, являются одним из вариантов "самоэкзамена", местом определения своих возможностей, "проявителем" высвечивающим на всеобщее обозрение то, что было где-то внутри. В некоторых внедорожных клубах Украины бытует мнение - кто прошел Умбозерский перевал, может с полной ответственностью называть себя Джипером. Но это так, лирическое отступление.

Местом своей дислокации мы выбрали, хорошо известную многим туристам и путешественникам, базу спасателей «Пост Куэльпор», расположенную в центре горного массива Хибин в долине реки Кунийок. На базу прибыли глубокой ночью. Периодически накрапывал дождик. Прибыв на базу, мы увидели замечательную картину, вставшую перед нашими глазами. Представьте себе ярко оранжевые облака подсвечиваемые солнцем, не видимым для нас из-за горных вершин и упирающаяся в снега на склонах гор огромная радуга. Как вам ночное видение? А мы его засняли. Поселились в бараке по соседству с двумя пешими туристами из Австрии. Пытались с ними обменяться некоторой информацией, но, к сожалению, языковой барьер не дал нам возможности для полноценного общения. На все вопросы с нашей стороны они радостно кивали головами и лучезарно улыбаясь, повторяли два слова: "привьет" и "хорёшьё". Думаю, что наш лепет для них выглядел примерно так же. Но, тем не менее, все мы были искренне рады встрече.

На следующее утро наш дружный коллектив экспидиционеров отправился на Умбозерский перевал.

Умбозерский перевал — самый низкий (480 м) и простой перевал Хибин, ведущий из долины Кунийока в верховья Каскаснюнйока, по которому легко выйти к Умбозеру. Этим путем с древних времен пользовались саами, перегоняя стада оленей. Перевал очень красив и пользуется заслуженной популярностью у туристов.

Это было настоящее испытание, во всяком случае, для меня и моего автомобиля, это уж точно. Еще и погода соответствующая случаю, пасмурно, низкая облачность, дождь и холодный ветер. Умбозерский перевал может быть и не самое непроходимое место на земле, но уж точно великолепная школа для внедорожного вождения в экстремальных условиях. Тут тебе и дорога (название условное) с крутыми подъемами и спусками усеянная большими острыми камнями, точнее состоящая из них, местами проходящая впритирку к большим валунам и плотной кустарниковой растительности; и броды через малые, и большие озера с подводными камнями и большими глубинами в которые легко можно нырнуть при любом неверном движении руля или резком нажатии на педаль акселератора, которые по берегу никак не объедешь, и другие подобные «прелести». После каждого сложного участка, Василий едущий, как всегда впереди и проходящий этот перевал не в первый раз, спрашивал меня «ну как?», видимо в надежде, что я начну скулить. Но во-первых мы не привыкли отступать, а во-вторых не для того было затрачено столько сил и средств и проделан такой долгий и не легкий путь что бы наблюдать за процессами преодоления трудностей и серьезных препятствий со стороны. И хотя временами глаза очень боялись, но руки делали. Надо отметить, что без опытнейшего джипера Паши Седого, который был у меня штурманом и великолепно справился с этой ролью, мне было бы, пожалуй, не по силам преодолеть некоторые участки. Несмотря на дождь и ветер, он четко вел меня метр за метром, перемещаясь по острым скользким камням перед надвигающимся на него автомобилем, а иногда это приходилось делать и очень быстро, дабы не угодить под колеса. Временами, я видел над капотом лишь кисти его рук. которыми он подавал мне знаки - право, лево, стоп, вперед, по-малу и т.п. На перевале я окончательно убедился, что роль штурмана переоценить невозможно, от него зависит очень многое в общем успехе. Здесь же я окончательно убедился и в надежности своего автомобиля, в продуманности систем полного привода и не раз мысленно благодарил Японских конструкторов за созданные ими узлы и агрегаты, которые временами нивелировали некоторые мои ошибки. «Понижайка рулит», это уж точно. Шноркель так же справился с возложенными на него обязанностями при преодолении достаточно глубоких бродов. Справедливости ради следует констатировать, что один раз я все же завис на подводных камнях в том месте, где 105-ка Самурая прошла без задержек, но это была лично моя ошибка.
Чтобы лучше понять «дорожную» обстановку на перевале, приведу пример с одним из озер, в котором, как утверждают местные джиперы, глубина достигает 30 метров и по легендам на его дне покоятся уже три внедорожника. А сложность прохода на машине, именно в этом месте состоит в движении по карнизу шириной с автомобиль, расположенному под водой вдоль берега. Да кроме этого карниз идет по дуге с поворотом в берег и проходит впритирку к нависающим скалам. Весело…, едешь в воде, с одной стороны в нескольких сантиметрах обрыв в водяную бездну, с другой в нескольких сантиметрах скала, которую надо объехать (особенно неудобно длиннобазным автомобилям). А дальше по наклонному берегу, на котором нет даже признаков дороги. Одним словом жесткий «бездор». С перевала я вернулся с помятыми подножками и защитой картера, мокрым салоном и массой новых впечатлений, а положительные эмоции просто переполняли. Немного промокшие и продрогшие и уж совсем чуть-чуть уставшие мы прибыли на базу, а тут нас, как раз вовремя и в тему, ожидала натопленная дежурным спасателем Михаилом банька. Надо отдать ему должное к этому процессу он подошел со всей ответственностью, с душой и пониманием, баня была великолепной. А предусмотрительно прихваченные мной из дому азовские бычки (спасибо брату, вовремя передал гостинец), оказались отличным дополнением к пиву. Так что вечер удался на славу.
Отдохнув за ночь и подкрепившись пищей приготовленной на воде из рядом текущей реки Кунийок, мы отправились покорять броды Гольцовых озер (как пояснили местные ребята, название озера получили от рыбки Голец). День выдался на удивление солнечным и теплым в отличие от предыдущего, что не могло не сказаться на всеобщем приподнятом настроении. Броды оказались действительно достаточно глубокими, преодолевая их я получил большое удовольствие, да и двигаться за впереди идущим автомобилем, на долю которого выпадает основная нагрузка при поиске проходимых мест, не составляет большого труда. Главное не очень импровизировать и не отклонятся от уже проложенного маршрута. Ну и конечно техника должна быть подготовлена надлежащим образом. Временами у меня складывалось впечатление, что машина превращается в подводную лодку. После прохождения Гольцовых озер, еще некоторое время был слышен характерный хруст в тормозных барабанах, это мелкая галька со дна озера давала о себе знать. Но вот броды и позади. А наградой за испытания этого дня нашим взорам предстала удивительной красоты картина – огромная чаша из красивейших, покрытых лесами гор, в которой покоилась величественная и нежная гладь большого горного озера. Конечно, мы не смогли отказать себе в удовольствии, немного понежится на солнышке, что бы какое-то время насладиться окружающими нас прелестями природы.
В этот же день мы отправились к водопаду на реке Рисйок, который еще называют "Красивый водопад". Он действительно оказался очень красивым, и мы провели там некоторое время, потратив его на фотосъемку и осмотр прилегающих к нему скал. А некоторые отчаянные головы даже постояли под его ледяными струями. По возвращении на базу решили побаловать себя шашлыком собственного приготовления, часть коллектива отправилась в Кировск на поиски подходящего мяса, а остальные занялись приготовлением обеда и подготовкой мангала. Нам повезло, мясо удалось раздобыть, и шашлык состоялся.
И вообще день получился знатным и богатым на новые знакомства. Мы познакомились с местным гидом, организатором увлекательных тематических туров на внедорожниках, Константином. Он поведал нам много интересного о своей деятельности и местных достопримечательностях. Оказывается, что проводимые им оффроудные путешествия он сочетает с осмотром мест проходивших здесь боев в период Второй Мировой войны. Константин использует для этого архивные материалы и фотографии тех времен, привезенные из Германии. Так что все получается очень наглядно.
А к концу дня к нам в гости наведалась дружная компания джип - туристов из Литвы, с которыми познакомились накануне. Над их биваком, как и у нас, был вывешен государственный флаг. В дружеской беседе время пролетело незаметно, и мы засиделись допоздна, уж больно много общих интересных тем для разговоров было найдено. Уверен, что эта встреча не последняя, и ждем их в Украине на одном из наших многочисленных трофи - соревнований. Наутро было запланировано отбытие с поста Куэльпор.
Считаю время, проведенное в Хибинах не только интересным, познавательным и насыщенным впечатлениями и новыми друзьями, но и очень полезным в плане приобретенного опыта и повышения квалификации внедорожного вождения, а также полученных дополнительных навыков в эксплуатации автомобиля.

Продолжение следует...



Создан 26 ноя 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Создай свою Карту Путешественника!