Free Wind

Арктическая экспедиция 2009. Часть 4.

Кольский. Белое и Баренцево моря. Хибины. Карелия. Северный Ледовитый Океан



Продолжение. Часть 4. (начало)

Взяв курс на побережье Северного Ледовитого Океана мы продолжили движение к новой точке в нашем интересном путешествии. Наша новая цель поселок Териберка в Кольском районе Мурманской области.

Экспедиция уверенно продвигалась вперед и к 18.00 по Киевскому времени 26.07.09 достигла знаковой черты, а именно Полярного Круга, чуть не написал "Экватора", а почему бы и нет. Ведь Полярный Круг это своеобразный Экватор, для большинства из нас это своего рода открытие, новый этап, новая высота, новый шаг вперед. Вот она долгожданная условная линия, обозначенная на земле рукотворным знаком, за которой начинается Заполярье – суровый край находящийся севернее 60 параллели, покрытый тундрой с очень не простым климатом; край сопок, карликовых берез, снегов и льдов, в общем, край Света. Всех нас охватила неподдельная радость, даже тех которые уже здесь бывали, я бы сказал, что произвольно пришло понимание некоторой торжественности момента, и в приподнятом настроении с ощущением значимости в собственных глазах, мы бросились фотографироваться у стелы и традиционно повязывать памятные ленточки. Мимо нас проносились местные автомобили, в которых сидели люди, не понимающие и не разделяющие, как мне подумалось, нашей радости, ведь для них все это было обыденным и ни чем не примечательным. Думаю, они с такой же радостью, предпочли сейчас оказаться где-нибудь у нас в Украине на «Югах». Но фото сессия закончилась, охватившее нас возбуждение улеглось, и мы продолжили путь.

Дальнейшее движение на Север не очень отличалось от предыдущего, разве что чаще прерывалось ремонтными работами на дороге, которая не отличалась особым качеством, а местами была просто отвратительной. Дорожное полотно было здорово потрепано и большегрузные фуры, часто встречающиеся по пути, шли с очень низкой скоростью иногда группами, а учитывая извивающуюся трассу с множеством закрытых поворотов и запрещающих обгон знаков, наша скорость передвижения немного снизилась. Но, не смотря, ни на что мы упорно двигались к очередной цели. (Надо отдать должное дорожным службам, на многих участках велись работы по укладке совершенно нового полотна)

Постепенно качество дороги улучшилось и к ночи мы прибыли в город Мончегорск, где и решили заночевать. Правда, как я уже отмечал выше, ночь это лишь понятие определяющее время но не состояние. В это время года, как раз подходил к концу Полярный День, и забегая на перед отмечу, что мы, как люди не привычные и не подготовленные к таким природным явлениям никак не могли понять, чего же так пусто на улицах города, а все очень просто, ночью людям свойственно спать.

Подъезжая к Мончегорску, у всех нас сложилось впечатление, что вокруг города проводились испытания какого-то нового оружия, предназначенного для уничтожения растительности, либо произошло падение метеорита похожего на Тунгусский, только меньшего масштаба. Вокруг города была голая каменистая почва с редко торчащими сухими стволами небольших деревьев, местами наблюдалась молодая поросль. Как нам объяснили горожане, все это результат деятельности местных металлургических комбинатов. По всей видимости, произошли какие-то выбросы, причинившие такой вред окружающей среде. Ведь здесь из руд добывается медь, кобальт, сера и получаются концентраты серебра, золота, платины, иридия, родия, рутения, осмия, селена и еще бог весть чего. Хотя металлургия и подрывает экологию, но она, же дает людям работу, которой местные жители очень дорожат, да я и не совсем представляю, чем еще можно заработать себе на хлеб в этом городе. Но сам город очень понравился и оказался на редкость красивым, где-то даже напоминающим Санкт-Петербург в миниатюре, и что удивительно очень зеленым. Название города содержит в себе корень "монче", что в переводе с саамского означает "красивый".

Мончегорск расположен на берегу живописного озера Имандра – самого большого озера Северной Европы, площадь которого составляет около 880 квадратных километров, а наибольшая глубина в нем 67 метров. В Мончегорске есть прекрасная горнолыжная база, на которой когда-то сборные команды бывшего Союза готовились к международным соревнованиям.

Следует отметить, что кроме ночевки здесь у нас была запланирована встреча с одним из коренных жителей, ветераном оффроудного движения России Анатолием (Патриархом). Надо констатировать, что встреча прошла в теплой дружественной обстановке, так что для самой ночевки времени осталось совсем не много.

Поутру, залив полные баки топливом, мы продолжили свой путь к Океану, в сторону которого от Мончегорска шла хорошая дорога, извивающаяся между гор с перепадами высот и очень красивыми придорожными пейзажами. Так что к 14.00 мы успешно миновали Мурманск и направились в сторону Североморска. На наших глазах за окнами автомобиля с калейдоскопической быстротой менялся ландшафт. Вот уже и поворот на Североморск остался позади.

Приблизительно на полпути от Североморска III до поселка Туманный сворачиваем на грейдер и, дабы не глотать пыль, подымаемую идущей впереди машиной и не ловить лобовым стеклом камни, вылетающие из-под ее колес, значительно увеличиваем расстояние между автомобилями, и продолжаем движение. Вокруг нас суровая Северная красота, волнистая поверхность земли, покрытая мхами и лишайниками, с редко разбросанными по ней большими и малыми валунами. Местами встречающиеся небольшие озера с ярко синей водой, и подымающиеся изо мхов небольшие горы лоснящиеся до блеска отполированными (снегами и северными ветрами) каменными боками. Останавливаемся, чтобы сделать несколько снимков этой первобытной красоты, и вновь продолжаем движение. Далее грейдер идет по горному серпантину, который оказался достаточно коварным и узким (два легковых авто могли бы разойтись на нем лишь с большим трудом), пару раз задние колеса моего авто захрустели по самому его краю, что заставило сбросить скорость, ведь очень хотелось добраться домой живыми и невредимыми. В тот момент подумалось, а как же люди, живущие здесь, ездят зимой, когда все заметено снегом или покрыто льдом (несколько забегая вперед, отмечу, что понял, как они ездят, когда в Териберке и Лодейном увидел около десятка перевертышей, «москвичей» и «жигулей» с измятыми боками и крышами). Да, не даром Север называют суровым краем, всевозможных трудностей для жизни здесь предостаточно. Минуем дамбу и снова останавливаемся для фотосъемки. Слева от нас большое водохранилище, справа - живописное ущелье, вдалеке высокие бетонные опоры разрушенного моста. Видимо ранее, до строительства дамбы, там проходила дорога.

По машинам…, вперед.… Вот и поселок Териберка.

Териберка — ранее село в Кольском районе Мурманской области. На берегу одноимённой реки. Сейчас это Сельское поселение Териберка Кольского района находящееся в координатах: 69°09′51″с.ш. 35°08′26″в.д., по состоянию на 01.01.2005 года численность населения по данным администрации села составляла 1418 человек. Расположено в устье реки Териберка, длина которой составляет 190 км. Площадь бассейна 2227 км². Исток реки расположен на выходе из озера Репъявр, впадает в Териберскую губу Баренцева моря. Порожиста. На реке в 1976-1990 годах построен каскад из двух гидроэлектростанций, образующих верхнетериберское и нижнетериберское водохранилища.

Проезжаем по Териберке в поисках проезда к берегу Северного Ледовитого Океана. Но как оказалось, такого проезда нет, и мы расспрашиваем местных жителей, куда нам двигаться дальше. После коротких пояснений возвращаемся к месту въезда в поселок, переезжаем на другой берег устья, минуя населенный пункт Лодейное, находящийся в нескольких километрах, доезжаем до метеостанции и дальше вдоль невысокой горной гряды по правую руку и озера слева от нас выезжаем… и вот оно! Баренцево море! Ура!!! Еще одна цель экспедиции достигнута! Нашей радости нет предела. Поздравляем друг друга. Подъезжаем к урезу воды на максимально возможное близкое расстояние для внедорожника и выходим из машин, чтобы оглядеться. Поскольку подъехать к самой воде не возможно, так как «галька на пляже» состоит из шарообразных камней от одного до двух метров в диаметре, принимаем решение: оставить один из автомобилей (на всякий случай) на месте подъезда, второй вывести на близстоящий утес, нависающий над морем. И хотя поставленная задача не из простых, общими усилиями мы с ней справляемся, хотя и с определенными трудностями. И вот уже 105-ая TLC стоит на самом краю Света и нас не покидает ощущение, что здесь еще не стоял ни один автомобиль.

Глядя на окружающее тебя пространство, скалистые берега, пологие «пляжи» с огромными валунами отшлифованными прибоем так, как будто это мелкая галька на южном побережье, огромные валуны заброшенные штормами за скалы у нас за спиной и это огромное пространство, до самого горизонта состоящее из воды, ощущаешь всю мощь и силу, находящуюся перед тобой и понимаешь насколько ты беззащитен перед ней, даже владея всеми достижениями цивилизации.

Разбредаемся с фотоаппаратами в поисках всевозможных выдающихся экспозиций для съемки и конечно же, совершаем попытку захода в море. А как иначе, быть рядом и не замочить ног? Отмечу, что сказать – водичка бодрит - ни сказать ничего, зайдя по щиколотку, чувствуешь, как сводит зубы. Ну, на то он и Крайний Север, где и в пик лета совсем не жарко. Сделав не одну сотню снимков, возвращаемся к головной машине, по пути находим пустые панцири от крабов и наружную часть морского ежа, всю в иголках. Устанавливаем на Toyot-у флаг нашего внедорожного клуба для фотосъемки. И тут нас постигла первая серьезная неприятность.

При установке флага, руководитель экспедиции, пилот TLC Василий (Самурай), падает с автомобиля, из-за открывшейся не защелкнутой калитки заднего бампера, на камни и ломает руку. К счастью перелом оказался не открытый, а как оказалось потом трещина у кистевого сустава. Это происшествие значительно омрачило наше праздничное настроение и внесло некоторые не значительные коррективы в саму экспедицию. При помощи имеющихся у нас подручных средств и находящихся в автомобильной аптечке прибамбасов, оказываем Василию первую медицинскую помощь, и отправляемся в обратный путь. (Хочу отметить, что к подбору лекарственных препаратов для автомобильной аптечки, для такого рода путешествий, когда по несколько дней находишься вне досягаемости к "благам" цивилизации, необходимо подходить с максимальной тщательностью и ответственностью. Кроме этого необходимо чтобы хотя бы один человек из команды владел некоторыми фельдшерскими навыками, в идеале в экспедиции должен быть врач.)

Териберка, а точнее та ее часть, которую мы увидели, произвела впечатление заброшенности и уныния. По берегам устья тут и там разбросаны ржавые остовы кораблей, по всей видимости, бывшего рыболовецкого флота. Все в каком-то упадке, лишь одно из увиденных нами зданий было в отличном состоянии, это здание школы. Несколько недостроенных достаточно новых зданий так же начали разрушатся, видимо планы относительно развития этого населенного пункта поменялись. А жаль. Как мы выяснили у поселка достаточно интересная и насыщенная история. В конце XIX века здесь уже был довольно развитый населенный пункт: имелась церковь, маяк, гидрометеостанция (первая на Мурманском берегу). А в XX уже два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы, птицеферма, около 2000 голов оленей, ферма по разведению американской норки, два рыбозавода, мастерские и склады. Были судоремонтные мастерские, имелся стадион. Териберка была районным центром со своим Домом культуры, клубами, двумя школами — начальной и восьмилетней, и даже интернатом для детей из поселков с побережья. Была больница и поликлиника. Но, как известно все имеет свое начало и свой конец.

На обратном пути снова заехали в Мончегорск к Анатолию, который помог нам с посещением врача и рентгеном для Василия, в результате чего у последнего на левой руке появился гипс. Кроме того Толя изъявил желание отправится с нами в Хибины. Мы с радостью откликнулись на его просьбу и вот наш коллектив уже в составе шести человек на пути к самым старым горам России.

Фото на стр.:14,15,16,17,18,19,20,21,22

Продолжение следует...



Создан 26 ноя 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Создай свою Карту Путешественника!