Free Wind

Арктическая экспедиция 2009. Часть 6.

Кольский. Белое и Баренцево моря. Хибины. Карелия. Северный Ледовитый Океан



Продолжение. Чась 6. (начало)

Следующей точкой на карте нашего маршрута было Белое море, а конкретнее рыболовецкий стан на его берегу. Ехать туда, решили по асфальту, а двухдневный прямой участок от места дислокации в Хибинах до Белого моря, единогласно исключили из маршрута. Одной из причин была сломанная рука Василия, поскольку рулить на жестком бездорожье между большими острыми камнями, а тем более по болотам, одной рукой как-то тяжеловато, если не сказать больше, хотя, надо отдать ему должное, он ни разу ни на что не пожаловался и даже виду не подавал, что ему тяжело. Второй причиной послужило то, что место нашей предполагаемой стоянки на Беломорском побережье было занято джиперами из Москвы, а найденная ему замена могла нас принять лишь в течение двух следующих дней. Так что пришлось поторопиться. Мы завезли Анатолия домой в Мончегорск, поблагодарив его за хорошую компанию и всяческую помощь, и взяли курс на Кандалакшу. При подъезде к Кандалакшскому заливу нас не покидало ощущение, что движение происходит по горным южным дорогам, и мы вот-вот выедем к морю, чему способствовала очень теплая погода и ярчайшее солнце. Мой штурман Павел даже пошутил мол, если бы вдоль дороги еще и кипарисы росли, то подумал бы что еду в Сочи. А когда вдали показался Кандалакшский залив, сходство с югом стало стопроцентным, даже без кипарисов. Прибыв в Кандалакшу пополнили наши топливные и продовольственные припасы. В конце этого этапа нас ожидало немного оффроуда, и после непродолжительной борьбы с бездорожьем нам открылась тихая гладь Белого моря.
Прибыв на место, поселяемся в "этнографическом музее" тоня Тетрино, а точнее это реконструированная поморская тоня XVI века, где абсолютно точно воспроизведен быт русских поморов.
Тоня – сезонное поселение на берегу моря, куда поморы выезжали семьями на время промысла.
Все постройки, рыбацкие снасти, домашняя утварь и посуда, буквально дышали исконно поморским колоритом. Даже медный чайник, которым мы пользовались, датировался началом XVIII века. Александр Борисович — владелец всего этого хозяйства, узнав, что мы из Киева, показывая помещение в котором нам предстояло прожить два ближайших дня, завел старинный патифон и поставил пластинку с двумя мелодиями: Киевский вальс и Украинская полька. Это было нечто! Чтобы получить четкое представление об этом месте, надо себе просто представить, что там нет отопления, связи, электричества и прочих благ цивилизации, т.е. все как у далеких предков, одним словом «супер». В день приезда нас угостили рыбой приготовленной по старинному поморскому рецепту. Мы попарились в бане на берегу моря, а из бани прямиком в парную бочку с морской водой и ламинариями. Тоня Тетрино было лишь местом дислокации. Целью было прохождение маршрута прошлогодней экспедиции, только в обратном направлении: база - деревня Варзуга - пустыня Кузомень - деревня Кузомень - устье реки Варзуги - по отливу максимально возможное расстояние – аметистовое месторождение - маяк в Кашкаранцах – оффроуд - база
До первого пункта с. Варзуги добирались сначала по прибрежной разбитой дороге с элементами оффроуда, далее через лес, небольшой отрезок асфальта и долгий глиняный грейдер, на котором, после небольшого дождика, носило не хуже чем зимой на льду.
Варзуга — село в Терском районе Мурманской области, находящееся в координатах: 66°24′00″с.ш. 36°37′00″в.д., расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).
Варзуга встретила какой-то непонятной суетой, как оказалось шли последние приготовления к празднованию двойного юбилея - 590 лет с момента первого упоминания села Варзуга в летописи и 335 лет со дня строительства одного из главных памятников деревянного зодчества, самого старого храма Заполярья - Успенской церкви, которая была построена еще в XVII веке без единого гвоздя. И оставалось менее недели до этого мероприятия.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала первым православным храмом на Кольской земле и является единственным уцелевшим после революции. Мы стали свидетелями окончания ее реконструкции. Впервые за три с половиной века в церкви проведена полная реконструкция. Здесь находится уникальный иконостас XVII века, состоящий из 88 икон, на которых изображены чудом уцелевшие в советские годы образы святых, хотя сам иконостас мы не видели, так как часть его находилась на реставрации, а часть, по всей видимости, в другом храме.
Далее до Кузомени ехали по песчаной дороге через невысокий сосновый лес, а из леса попали в плен песков, это была одна из самых северных пустынь - Кузоменьские пески, …впечатлила. Ехать по ней пришлось на приличной скорости, дабы не завязнуть. Все время машину нужно было ловить. А в голове постоянно чередуются только две мысли: …хоть бы не завязнуть… …хоть бы не кувыркнуться… Как начинаешь сбрасывать скорость, чувствуешь вязнешь, набираешь скорость, начинает болтать до состояния вот-вот перевернешься. Так и балансируешь туда – сюда. Без полного привода там однозначно никак. Таким образом, добрались до села Кузомень.
Кузомень — село в Терском районе Мурманской области, находящееся в координатах: 66°17′15″с.ш. 36°52′12″в.д. Расстояние от районного центра 125 км. Сообщение с другими населенными пунктами автомобильным транспортом. Расположено на берегу реки Варзуга, при впадении ее в Белое море.
Село обжитое, по различным данным постоянных жителей от 50-ти до 80-ти, в летнее время проживает от 200 до 300 человек. Все дороги в селе песчаные. Много домов старинной постройки, которым более ста лет от роду.
В ожидании отлива, расположились на берегу Варзуги в месте ее впадения в Белое море. Так как за время движения у всех нагулялся аппетит, да и время уже давно диктовало, что пора подкрепиться, на скорую руку перекусили Кандалакшскими яйцами (куриными) поджаренными на Украинском сале (свинном). На скорую руку не значит не вкусно, горячая яичница, да на свежем воздухе, да с нежинскими огурчиками, да с лучком, да… одного продукта все же не хватало, но техника безопасности превыше всего, поэтому заварили крепкого чайку. Дождавшись отлива, двинулись дальше по «морскому дну» разбрызгивая по сторонам воду из морских луж. Двигаться надо уверено и быстро, завязнуть никак нельзя, ведь за отливом всегда наступает прилив, что в случае закапывания чревато последствиями. Последствия, сами понимаете, самые печальные - зарылся, лебедиться не за что, вокруг пусто, если друзья не успеют помочь, а прилив прибывает, то главное успеть добежать до берега прихватив все самое ценное и наблюдать с берега как твой автомобиль накрывает море. За тем, после следующего отлива действовать по обстоятельствам... По пути остановились на заброшенных рыболовецких промыслах, осмотрели полуразрушенные лодки и зимники для хранения рыбы. И дальше по отливу, пока песок плавно не перешел в нагромождения острых камней рыже-коричневого цвета, по которым мы двигались до момента полной невозможности их преодоления. После чего не без усилий выбрались на берег. По побережью добрались до уникального аметистового месторождения Мыс Корабль, где насобирали камешков на сувениры (подробнее об аметистах можно почитать - тут ). Следующим пунктом, по ходу движения, была деревня Кашкаранцы.
Кашкаранцы — село в Терском районе Мурманской области, находящееся в координатах: 66°20′21″с.ш. 36°03′39″в.д. Расстояние от районного центра 100 км. Сообщение с другими населенными пунктами автомобильным транспортом. Расположено на берегу Белого моря.
На мой взгляд, проживает там не более 50 человек. Электричество, местные жители, получают от генератора, урчание которого слышно по всей деревне. Здесь же расположен маяк, возле которого мы и сфотографировались. После чего почти без приключений (за исключением некоторых трудно проходимых мест) и прибыли на базу, где нас уже ожидала уха из семги. В этот же день осмотрели остатки двух самолетов времен Второй Мировой войны, находящиеся недалеко от нашего поселения, которые собрал и заботливо сохранил наш радушный хозяин. Один из наших экспидиционеров даже искупался в море. Вечер провели у костра. Не смотря на усталость спать, не торопились, так как на завтрашнее утро был запланирован старт на дорогу домой, а расставаться с Севером было очень грустно. Ночью прилетел огромный филин, к сожалению, сфотографировать его не успели, но рассмотрели хорошо, красавец. Наутро быстрые сборы и в обратный путь, провожать нас приплыли тюлени.

Было решено в Кандалакше посетить станцию технического обслуживания, для проверки масел в мостах и раздатках на предмет наличия в них воды, а так же для устранения мелких неполадок. В Тойоте провели замену масла заднего моста, а на Мицубиши сняли защиту картера и раздатки, над которой мне пришлось немного поколдовать с увесистой кувалдой.
Кандалакша - город расположен на побережье Кандалакшского залива Белого моря, в 277 км от Мурманска. Находится в координатах: 67°09′25″с.ш. 32°24′42″в.д.
Поскольку на СТО было потрачено пару-тройку часов, следующий привал мы осуществили, преодолев не так уж и много километров, а именно близ города Сегежа, на небольшом полуострове, который местные жители называют Остров Любви. Разбили палаточный лагерь и мне удалось немного порыбачить. Невзирая на то, что место было достаточно обжитое и, по всей видимости, часто посещаемое людьми, даже пляж был, а значит фактор беспокойства достаточно высок (рыбаки меня поймут), все же клев был великолепным. При первом же забросе спиннинга на вертушку уцепился приличный окунь, правда, при вываживании сошел у самого уреза воды. Но следующий никуда не делся. Следует отметить, что место лова было совершенно незнакомым и как оказалось очень закоряженым, так что три блесны я там оставил. Но на ужин была уха из семги и окуня, семгу мы конечно предусмотрительно купили в Кадалакшском супермаркете. Утром, наполнив топливные баки под завязку, направляемся в Петрозаводск, почти весь путь, до которого проходил под проливным дождем. И хотя движение в сплошной водяной пелене не доставляло большого удовольствия, зато львиная доля грязи, накопившаяся за время странствий на наших экспедиционных внедорожниках, была вымыта. В Петрозаводске быстро нашли гостиницу и связались с Виталием, который еще на Гирвасе одолжил нам свою радиостанцию. Договорившись с ним о встрече этим вечером, пошли приводить себя в порядок. Отдохнув, отправились на поиски сувениров для родных и друзей. Вечером состоялась встреча с местными единомышленниками из оффроудного движения, которая прошла в теплой и непринужденной атмосфере. Мы поделились с нашими товарищами своими впечатлениями от экспедиции и переполняющими нас положительными эмоциями, они же рассказали о проводимых у них мероприятиях и соревнованиях. На прощание мы подарили ребятам несколько экземпляров нашего внедорожного журнала.
Следующая остановка с ночевкой была в Великом Новгороде. Палатки поставили на берегу реки Волхов практически в гордской черте, так что ночью слышали, доносящиеся шумы города и работу двигателей проходящих по реке кораблей.
Великий Новгород (до 1999 года официальное название — Новгород) — город на северо-западе России, административный центр Новгородской области. Один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отмечается 1150-летие Великого Новгорода). В средние века — центр Новгородской земли, известной как «Господин Великий Новгород».
Утром посетили, находящийся в процессе реставрации Спасский собор и великолепный музей Витославилцы, с потрясающими образцами деревянного зодчества, датируемыми от XVII века и далее. В музее очень точно передан быт тех времен. Впечатлений море.
Это была крайняя точка нашего путешествия, после которой мы двигались последующие два дня практически без остановок и даже ночью остановились только на пару часов, чтобы дать немного передохнуть водителям. Если верить спидометру, проехали мы не полных 7000 км.

Возвращение домой было и радостным и грустным (субъективно). Радостным потому, что возвращение домой всегда в радость. Грустным, так как не успел в полной мере надышаться тем свежим северным ветром, так как события последних дней были очень насыщенными и быстротечными одновременно, а так хотелось еще и еще продлить ощущения причастности к этим вечным вершинам и хребтам Хибин, с их труднопроходимыми перевалами и глубокими бродами; причастности к мощи и величественному спокойствию Северного Ледовитого Океана и Баренцева моря; причастности к тихой и спокойной глади Белого моря с его прекрасными обитателями, и причастности к огромным безлюдным просторам Крайнего Севера. Нелегко дается расставание с красотами Карельских лесов и озер, июльскими снегами гор и даже Беломорскими тучами комаров. Там время течет по-другому и в мозгах становится чище, а на душе спокойнее. Там на многие вещи смотришь по-другому, все мелочное теряет смысл и суета уходит в небытие.



Создан 29 ноя 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Создай свою Карту Путешественника!